10 вещей, которые не нужно писать в бизнес-планах

Надпись бизнес план под лупой

Составленный бизнес-план на профессиональном уровне во многом становится залогом успешной деятельности. Составлению бизнес-плана нужно уделить достаточное внимание, чтобы и инвесторов привлечь, и избежать самых популярных ошибок.


Есть определенные правила, которые лучше соблюдать, чтобы заинтересовать инвестора или получить кредит в банке.

Что принципиально не нужно писать в бизнес-планах

1. Ошибка первая и самая популярная. Потенциальный получатель денег слишком много и длинно расписывает суть дела.

Можно обозначить и вид деятельности, и предполагаемую продукцию, но если речь не идет о выпуске оружия стратегического назначения, а инвестор — не министерство обороны, то читать 50 листов о выпечке пирожков не будет никто.

2. Не стоит придавать солидности предприятию, приписывая туда «важных» людей, которые, по сути, не имеют отношения к проекту. Инвестор может захотеть встретиться лично со всеми участниками проекта.

Ведь деньги часто вкладываются в конкретного человека, его репутацию, и только потом в дело, которое он предлагает. Если предполагается участие еще кого-то, то лучше писать честно обо всем.

3. Не нужно писать о предполагаемом к выпуску продукте, что он не имеет аналогов, только что вами лично изобретен и так далее. Конкуренция может быть такой, что вы просто ахнете, когда о ней узнаете.

Этот же инвестор в этот же момент времени может финансировать аналогичный проект, где его так же убеждают в неповторимости и уникальности.

4. Не стоит говорить и писать, что идею уже готовы купить Ротшильды вкупе с Хилтонами, хоть сейчас, и за какие угодно деньги.

Если это так, то почему вы тратите свое и чужое время на уговоры дать немного денег. Будьте реалистом в вопросе реализации проекта.

5. Наряду с биографиями несуществующих участников проекта не стоит придумывать и мифические награды, и дипломы, присвоенные вашей продукции. Все это можно проверить.

6. Не нужно писать фразы по типу «то ли будет, то ли нет». Не нужно создавать атмосферу неопределенности.

7. В бизнес-плане обязательно должен быть финансовый прогноз на 2-3 года. Не нужно его делать общим, выделяя только года. Как минимум, первый год должен быть указан помесячно.


Товар или услуга могут быть сезонными или с длительным сроком окупаемости. На третий-пятый год можно прогноз делать уже по кварталам, но никак не по годам.

Инвестор всегда хочет видеть, когда он получит свои деньги обратно, не говоря уже о прибыли. И лучше не скрывать возможные дополнительные расходы.

Не нужно делать неприятных сюрпризов. Инвестор может потребовать расторжения договора досрочно.

8. Проведите полный анализ рынка существующих конкурентов, ценовой политики, перспектив и прочего. Если не можете сделать это самостоятельно, то нужно нанять специалиста.

Но без выполнения данного пункта денег никто не даст, и дело лучше не начинать.

9. Плохо рассчитанные операционные расходы. Каждое производство требует определенных расходов на коммунальные услуги, материалы, оплату труда и прочее.

Будет очень неприятный сюрприз, если впоследствии окажется, что расходы намного выше. Если не разбираетесь самостоятельно, то нужно нанимать специалиста. Но лучше все же самому иметь понятие, какие расходы относятся к постоянным, а какие — к переменным.

10. Не стоит рассчитывать на привлечение инвестора рисованием нереально взмывающей верх кривой, демонстрирующей рост прибыли и выручки.

Это может говорить, что вы просто не изучали рынок или не относитесь всерьез к существующим конкурентам. А это может быть очень опасно — недооценка противника или конкурента. И даже если ниша еще абсолютно не занята, то не факт, что она будет востребована.

А если будет востребована, то очень скоро появятся конкуренты, желающие получить свой кусок этого финансового пирога. Да и клиенты не прикованы к вам цепью.

Они могут просто уйти вообще к другим поставщикам или сменить род деятельности. Не стоит мечту о постоянно растущих доходах выдавать за реальность!

Правильное составление бизнес-плана способствует быстрому получению положительного ответа от потенциального инвестора.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: