Шаблон бизнес-плана

«Утверждаю»
Генеральный директор ____ «_______»
__________________________ФИО
» «________________________ 20_ _ г.
(печать)

БИЗНЕС-ПЛАН

 

Название проекта

Настоящий документ является внутренним документом ____________ и содержит конфиденциальную информацию, касающуюся бизнеса и текущего состояния ____________ . Вся информация, содержащаяся в настоящем документе, является собственностью ____________ . Передача данного документа какому-нибудь стороннему лицу неправомочна. Любое дублирование данного документа частично или полностью без предварительного разрешения _____________ строго запрещается.

Содержание

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
2. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА
3. АНАЛИЗ РЫНКА И ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА
4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
5. ОПИСАНИЕ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ (УСЛУГ)
6. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
9. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
10. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
11. ОПИСАНИЕ РИСКОВ
12. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Резюме проекта

Краткое описание проекта с указанием основных параметров.

  • Цель и сущность проекта;
  • Характеристика технического решения;
  • География проекта;
  • Сроки реализации проекта;
  • Сумма инвестиций по проекту;
  • Основные операционные и финансовые показатели эффективности проекта;
  • Источники финансирования проекта;
  • Бюджет проекта (планируемый год);
  • Инициатор проекта.

2. Сведения об участниках проекта

В данном разделе приводятся сведения об участниках проекта:

2.1. Инициатор проекта
2.2. Компания, ответственная за реализацию проекта
2.2. Партнеры
2.3. Консультант по проекту
2.4. Юридическая структура проекта, включая:
• наименования компании, ответственной за реализацию проекта;
• местонахождения и юридического адреса;
• номинальной стоимости участия, доли в уставном капитале (%).

3. Анализ рынка и оценка целесообразности проекта

3.1. Анализ рынка и конкурентов

В данном разделе необходимо описать и четко сформулировать рыночный сектор/сегмент, то есть ту часть рынка, на которую ориентированы товары/продукция/работы/услуги. Описание рынка может быть представлено в свободной форме, при этом должны быть освещены следующие вопросы:

  • Сектор/сегмент рынка;
  • Группы потребителей и их предпочтения;
  • Наличие конкурентов в сегменте/секторе рынка;
  • Перспективы развития рынка.

Кроме того, необходимо привести экспертные оценки Инициатора проекта о перспективах выхода на рынок товаров/продукции/работ/услуг, которые предполагается поставлять, включая возможные объемы сбыта, и влияние их на уровень рыночных цен на эти товары/услуги.

В пункте «Сектор/сегмент рынка» необходимо дать краткую характеристику основных рынков и их сегментов, размера рынка, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, указываются ориентиры для цен.

Характеристика рынка и сегментов рынка содержит информацию о наименовании рынков и его сегментов, сведения о компаниях, работающих на данном рынке, в данном регионе. Здесь же сообщается о емкости рынка – максимально возможном объеме сбыта данной продукции/работ/услуг. При описании цен указывает как цены, существующие на рынке данной продукции (услуги), так и предполагаемую цену на свою продукцию.

В отношении конкурентов необходимо указать: кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги), основные преимущества продукции конкурентов, уровень цен на продукцию конкурентов, реклама продукции конкурентов. После анализа конкурирующей продукции делаются выводы о степени конкурентоспособности.

3.2. Риски проекта

Описываете всевозможные риски проекта.

4. Маркетинговый план

В данном разделе кратко описывается маркетинговый план – способы продвижения товаров, продукции, работ, услуг на рынке.

4.1. Рыночная стратегия

Необходимо описать принципы работы компании в выбранном сегменте рынка, предполагаемую долю рынка и способы ее расширения, возможные сценарии поведения в случае изменения объемов рынка и поведения конкурентов, перспективы работы на данном рынке.

Следует отобразить следующие аспекты рыночной стратегии:

• Политика ценообразования;
• Торговая политика;
• Реклама и продвижение продукции;
• Контрагенты.

При освещении принципов ценообразования, используемых в проекте, необходимо уделить внимание следующим направлениям:

  • Использование ценовой политики для усиления рыночных позиций;
  • При описании торговой политики в рамках проекта следует отразить, каким образом компания предполагает продвигать на рынок свои товары/услуги. В частности, должны быть описаны условия гарантийного и сервисного сопровождения и т. д.;
  • При описании планируемой рекламной политики следует указать, каким образом, с использованием каких ресурсов, с привлечением каких рекламных служб будет осуществляться продвижение продукции компании на рынок, и какие потребуются финансовые затраты. При представлении сведений следует описать информацию о планируемых каналах распространения рекламной и прочей информации о компании и его товарах /услугах в целях создания и развития имиджа компании и продвижения своей продукции. В отношении предполагаемых контрагентов указываются сведения об их опыте работы на данном рынке, их репутации, а также об опыте взаимоотношений с Инициатором и соучредителями.

4.2. План сбыта продукции

В данном разделе представляется план сбыта продукции, работ, услуг, который должен учитывать сезонность спроса на продукцию компании, технологические и логистические возможности компании, его поставщиков, подрядчиков, агентов и потребителей.

План сбыта должен соотноситься с планом производства.

5. Описание конечной продукции / услуг

5.1. Краткое описание продукта (услуги);
5.2. Основные параметры;
5.3. Требования к сертификации, лицензированию.

6. Обоснование научно-технической реализуемости

6.1. Данные по созданию опытных образцов продукции, возможности их серийного производства;
6.2. Перечень необходимых условий для серийного производства (лицензии, новые материалы, уникальные производственные установки, уникальное оборудование и инструментарий);
6.3. Обоснование экологической безопасности проекта;
6.4. Сравнение технических характеристик продукции с аналогами, существующими на рынке, или аналогами, которые могут появиться в те же сроки, что и продукция проекта.

7. Организационный план

7.1. Должны быть представлены организационные схемы по всем основным этапам реализации проекта;
7.2. Описан состав кооперации и роль каждого участника.

8. Производственный план

Производственный план должен содержать:

• Описание производственного процесса;
• Описание технического решения по проекту;
• Наличие производственных мощностей и производственной и торговой инфраструктуры;
• Источники поставок сырья, материалов, оборудования;
• Обеспеченность трудовыми ресурсами;
• Планируемая производственная программа.

9. Инвестиционный план

  1. План-график реализации проекта;
  2. Направление инвестиционных вложений;
  3. Источники финансирования.

В разделе указывается информация об источниках финансирования проекта.

По заемным источникам финансирования указываются: условия выделения средств (срок, размер годовой платы за пользование средствами, способ финансирования, форма обеспечения возврата средств/залог, залогодатель и прочие) в соответствии с установленной стоимостью финансовых ресурсов, текущей рыночной конъюнктурой.

В случае, если поступление финансовых средств осуществляются в виде вложений в акционерный капитал, то необходимо предоставить информацию по взносу каждого участника.

10. Прогноз финансовых результатов проекта

В данном разделе приводятся предположения (нормативы) для формирования доходной и расходной части проекта, основные операционные и финансовые показатели проекта и его эффективности.

10.1. Описание доходной части проекта по основным статьям

  • Показатели: 1 год, 2 год, 3 год, 4 год, 5 год;
  • Виды дохода.

10.2. Описание прямых и операционных расходов по основным статьям

  • Показатели: 1 год, 2 год, 3 год, 4 год, 5 год;
  • Прямые расходы;
  • Операционные расходы.

10.3. Расшифровка капитальных затрат

Показатели: 1 год, 2 год, 3 год, 4 год, 5 год.

10.4. Показатели операционной эффективности

  • Показатели: 1 год, 2 год, 3 год, 4 год, 5 год;
  • Наименование показателя.

10.5. Финансовые результаты (прибыли-убытки)

10.6. Денежный поток проекта

10.7. Показатели эффективности

  • Наименование. Значение по проекту:
  • NPV $ (Net Present Value) — величина, равная сумме приведенных к сегодняшнему дню дисконтированных денежных потоков;
  • IRR % (Internal Rate of Return) — процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость (чистый дисконтированный доход — NPV) равна 0;
  • Срок окупаемости проекта.

10.8. Анализ чувствительности проекта.

11. Описание рисков

11.1. Описание рисков;
11.2. Мероприятия по их минимизации.

12. Приложения

Указываете список приложений к вашему бизнес-плану.
______

Возможно вам будет интересно:

Как составить бизнес-план самому
Готовый пример бизнес-плана салона красоты с расчетами (образец)
Как начать бизнес
Бизнес-планы