Что такое демпинг цен в бизнесе

Сотрудники фирмы совещаются как снизить цены и задавить конкурента

В данной статье расскажем о том, что такое демпинг цен, про его виды, цели и признаки, а также каким он бывает. О его особенностях в сфере малого и среднего бизнеса.


Также мы рассмотрим пример проявления демпинга цен и самые эффективные методы борьбы с этим явлением.

Особенности и цели

Ценовой демпинг – это продажа фирмой своих товаров или услуг по цене, которая ниже затрат на их производство и реализацию. В условиях рынка это один из самых распространенных способов борьбы с конкуренцией.

Чаще всего снижение цены происходит намеренно – таким образом, многие предприниматели и компании пытаются получить финансовые преимущества в сравнении с другими производителями.

И если в международной торговле есть такое понятие, как антидемпинговые пошлины, которые устанавливают лимит снижения цены на товар или услугу, то в среднем и малом бизнесе дело обстоит иначе.

Основные цели демпинга

  • вытеснение конкурентов, повышение лояльности покупателей;
  • расширение рынка сбыта.

Получается, что демпинг предполагает намеренный отказ от прибыли и даже финансовые убытки, с целью получения максимальных выгод в будущем, роста продаж, ликвидации конкурентов.

Виды ценового демпинга

Существует несколько классификаций демпинга: в зависимости от целей, рыночного сегмента и других факторов.

Самыми распространенными в сфере малого и среднего бизнеса являются:

  1. Чиптрип демпинг. Его сущность заключается в снижении цен за счет уменьшения транспортных расходов фирмы. Распространен в туристическом бизнесе – так называемые «горящие туры» часто предлагают фирмы, когда в самолетах или отелях есть свободные места.
  2. Позиционный – его сущность заключается в намеренном избавлении одной из компаний от конкурентов (путем снижения цен), а после их разорения она поднимает цену. Этот способ направлен на создание монополии. Политика многих стран направлена на предотвращение монополизации рынка. Существует такое понятие, как демпинговая маржа, которая представляет собой разницу между внутренними и внешними ценами на один и тот же товар. Чтобы предотвратить разорение отечественных производителей, государство вносит ограничения и пошлины на ввоз дешевых иностранных товаров. В сфере внутреннего среднего и малого бизнеса это регулировать сложно.

Снижение цен и демпинг

Снижение цен – это не одно и то же, что демпинг. Это лишь фактор, которым данное явление сопровождается. Признаки не демпинговых цен:


  • связаны со снижением производственных издержек предпринимателя или фирмы (не снижают его доход);
  • связаны со снижением затрат на маркетинг, поиск клиентов;
  • снижаются как результат перепозиционирования товара или услуги;
  • являются результатом маркетинговой программы.

Особенностью таких цен является то, что они всегда выше издержек и себестоимости услуги и товара.

Признаки демпинга

  • отказ от прибыли в результате снижения цен;
  • как правило, страдает качество продукции и сервисное обслуживание покупателей;
  • низкие цены не являются следствием маркетинговой программы;
  • падение цен направлено на борьбу с конкурентами.

Методы борьбы

Демпинг – это отрицательное явление. От него разоряются производители и продавцы, страдает государство (не получая налоги).

Существует несколько основных способов, как с ним бороться другим продавцам товара:

  1. Повысить качество своих товаров и услуг. Если конкурент снизил цены, то скорее всего пострадало качество и сервис. Следовательно, вы можете улучшить эти показатели, доказав потребителям, что ваш товар того стоит.
  2. Повысить уровень дохода с одного клиента. Для этого нужно обеспечить индивидуальный подход к тем клиентам, которые готовы переплачивать за лучший результат. Не гонитесь за количеством.
  3. Организовать временные акции и скидки.
  4. Ввести в ассортимент новые товары по более низким ценам.

Пример

Рассмотрим пример демпинга, не связанного с туристическим бизнесом. Предположим, в одном городе есть несколько производителей кефира. Часть из них имеет собственное производство и молоко, другая часть осуществляет поставку молока из ближайших деревень (немного дешевле) и производит кефир у себя на заводе.

Средняя цена на кефир в итоге одна – 1$ за литр. Но однажды одна из компаний находит транспортную фирму, которая готова возить молоко из другого города за небольшие деньги. В результате, транспортные расходы снижаются, затраты на молоко – тоже, и эта фирма понижает цену на кефир, доводя ее до 0,7$.

Чаще всего потребители начинают пробовать дешевый продукт, проверяя его качество и вкусовые свойства. Если он не отличается от дорогого кефира, то какой смысл переплачивать?

Результат: старые поставщики вынуждены работать себе в убыток или искать способы уменьшения затрат на производство и транспортные расходы.

Демпинг цен со стороны конкурентов – это негативная тенденция, но у нее есть преимущество.

Она дает толчок для движения вперед, для поиска новых решений по снижению затрат и расширению своего бизнеса.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: